ś

X
Аукцион 116
Лот 787

Цветы от британской принцессы

Знак «За поход в Англию» на крейсере «Свердлов» в 1953 г. СССР. ЛМД.
Бронза, позолота, серебрение, эмаль, 11,00 г. Размеры 24,7×33,4 мм. Аукцион 116, лот 787

Одной из традиций «Британии — владычицы морей» с конца XIX века являются военно-морские парады в Портсмуте по случаю коронации монарха. В 1953 году, во время коронационных торжеств по случаю восшествия на престол Елизаветы II, честь представлять ВМС (с 1955 г. — ВМФ) СССР была доверена спущенному на воду всего за два с небольшим года до парада крейсеру «Свердлов». Поход должен был продолжаться менее 2 недель, с 7 по 18 июня, но подготовка к нему началась еще в апреле. В частности, поскольку из-за сильных приливов и отливов постановка на якорь в Портсмуте производится способом фертоинг, при котором судно в любом положении при разворачивании находится между якорями, изрядное количество времени и сил было потрачено на отработку швартовки. «На крейсере по несколько раз был проверен каждый механизм и прибор. За десять дней до выхода были получены пособия, лоции и иностранные карты района плавания, а специально созданная комиссия проверила и дала свое заключение о готовности личного состава корабля к походу. Кроме того, экипаж «доукомплектовали» флотскими артистами из ансамбля песни и пляски, а также спортсменами — чтобы за границей показать способности «простых» советских моряков. Наконец, готовность крейсера лично проверил главнокомандующий ВМС адмирал Николай Герасимович Кузнецов», — пишет в своей книге «Морские дьяволы. Из жизни водолазов-разведчиков Балтийского флота ВМФ» Александр Ржавин. Не обошлось без курьезов: «Перед походом британцы прислали в Балтийск, где базировался «Свердлов», своего фотографа, который как будто бы должен был сделать репортаж о крейсере для иллюстрированного журнала. Фотокорреспондент оказался весьма ловким парнем. Снимая матросов на палубе, он нацеливал объектив так, что в кадр попадали рейд, причалы, строения и другие важные объекты базы. Контрразведчики сразу поняли, что имеют дело не с простым журналистом. Фотографа пригласили на банкет, где поили водкой, пока тот не свалился под стол. Отснятые пленки засветили, а утром британцу сказали: что же ты, друг, так напился, что все фотопленки себе засветил. А неофициально добавили: извини, ты хороший мужик, но мы из-за тебя получили выговор — теперь снимать будешь только то, что мы разрешим».

Легкий крейсер проекта 68-бис «Свердлов»

По пути в Портсмут советские моряки умудрились — хоть и непреднамеренно — озадачить наблюдателей НАТО едва ли не сильнее, чем неудачливого фотографа-шпиона. Расчет ходового мостика «Свердлова» допустил грубую ошибку в вычислениях и в тумане в проливе Бельт крейсер отклонился от глубоководного фарватера. Однако катастрофы не последовало: на полном ходу корабль пересек отмель с глубиной около 4 м. Ошибка была принята наблюдателями за намеренное испытание нового судна в условиях, приближенных к боевым: якобы таким образом «Свердлов» проверял возможность прорыва советских рейдеров в Атлантику из Балтийского моря. Из-за сильного шторма «Свердлов» опаздывал и на полном ходу буквально влетел на рейд, озадачив наблюдателей очень высокой по тем временам скоростью: 32 узла. Но на этом сюрпризы не закончились. Сигнальный буй с государственным флагом СССР, который должен был отмечать место для стоянки, отсутствовал (позже принимающая сторона принесла официальные извинения по этому поводу). Но командир корабля, капитан 1-го ранга О. И. Рудаков, видел Спитхедский рейд не впервые — в 24 года он служил на линкоре «Марат», в 1937 году участвовавшем в параде в честь коронации Георга VI. Капитан отказался от услуг лоцмана и лично провел крейсер на место, причем, невзирая на отсутствие буя, ничуть не ошибся. «Олимпий Рудаков не отдавал приказов и не смотрел на карту», — восторженно описывала происходившее газета «Спитхед Ревю». — Он стоял, заложив руки за спину, и, глядя прямо перед собой, ни разу не оглянувшись, манипулировал рычагами, управлявшими судном». Вот где пригодились многочисленные тренировки постановки на два якоря: команда «Свердлова» справилась за 12 минут вместо 45, положенных для фертоинга по нормам британского Адмиралтейства! Это произвело настоящую сенсацию: из остальных 265 кораблей 21 страны-участницы парада ни один даже не уложился в норматив. Американский крейсер встал на якорь за два часа, французский — за четыре, а завершения постановки шведского наблюдатели даже не зафиксировали. Великолепная маневренность нового советского крейсера надолго привлекла к проекту 68-бис внимание иностранных разведок. Впоследствии вокруг собратьев «Свердлова» разворачивались драматические шпионские истории, достойные сценариев боевиков о Джеймсе Бонде, подводные диверсанты старались подобраться к крейсерам как можно ближе, чтобы тщательно изучить их.

Но вокруг «Свердлова» и его капитана, как считают многие исследователи, закручивался в 1953 году не шпионский боевик, а романтическая история. В то время как королева на яхте обходила строй кораблей, вместо однократного салюта советский корабль приветствовал ее троекратно. По всей видимости, подобная куртуазность не осталась незамеченной…

Кадры хроники военно-морского парада в Портсмуте по случаю коронации Елизаветы II

Когда после парада командиры всех кораблей были приглашены на линкор «Авангард» для награждения памятными медалями, предполагалось, что Елизавета II обойдет выстроившихся офицеров согласно их воинским званиям. Минуя американских и французских адмиралов, королева сначала подошла к советскому капитану, вручила ему медаль, и лишь потом наградила более высокопоставленных офицеров. Надо сказать, что О. И. Рудаков был очень привлекательным, высоким и атлетически сложенным мужчиной — в курсантские времена он был натурщиком для скульптуры Матвея Манизера «Сигнальщик», по сей день украшающей станцию метро «Площадь Революции». Он и другие офицеры «Свердлова» получили приглашение на Коронационный бал, где капитан вручил королеве подарок правительства СССР — мантию из меха горностая.

Вырезки из английской прессы о крейсере «Свердлов»,
приглашение на коронацию и коронационная медаль Елизаветы II.

Последовавшие события озадачили придворных: пригласив О. И. Рудакова на тур вальса, Елизавета II познакомила капитана с принцессой Маргарет. На следующий после бала день к «Свердлову» подъехал автомобиль с подарком принцессы — букетами цветов, а вскоре Маргарет лично посетила советский крейсер, чтобы передать капитану письменное приглашение королевы в десятидневное турне по замкам Англии. Увы, цветы отправились в кубрик и каюты офицеров — сам капитан страдал аллергией. И путешествие по замкам не состоялось: от командования Рудаков получил разрешение задержаться лишь на два дня. Существует легенда, что во время одного из визитов В. В. Путина в Великобританию Елизавета II поинтересовалась у него судьбой русского моряка, с которым судьба свела ее полвека назад…

Провожая экипаж «Свердлова» в дальний поход, адмирал Н. Г. Кузнецов сказал: «Вам поручено ответственное задание правительства и, выполняя его, вы или поможете правительству делать политику, или помешаете». Разумеется, было сделано все, чтобы произвести на англичан положительное впечатление. Всю неделю, которую «Свердлов» провел на рейде, на его палубе постоянно происходило что-то интересное. Непринужденный отдых моряков с песнями, танцами и импровизированными спортивными соревнованиями старательно имитировали находившийся на борту Ансамбль песни и пляски Краснознаменного Балтийского флота и спортсмены, изображавшие обычных матросов. Экипаж фактически устраивал концерты и шоу для приходившего поглазеть на «советских» местного населения. Пресса реагировала на это благожелательно и даже восторженно, единственное, чем были недовольны журналисты — отсутствием возможности посетить корабль. Советское посольство в Лондоне сочло, что для создания благоприятного впечатления у британцев команда «Свердлова» за неделю сделала больше, чем профессиональные дипломаты — за годы труда.

После триумфального возвращения в Балтийск «Свердлову» была организована торжественная встреча. Членов экипажа награждал лично министр обороны СССР Н. А. Булганин: О. И. Рудаков получил орден Боевого Красного Знамени и звание контр-адмирала. Также с успешным выполнением правительственного задания моряков поздравил командующий 4-м Военно-Морским флотом адмирал А. Г. Головко. Он ходатайствовал об учреждении памятной награды для участников похода. Соответствующий нагрудный знак был в кратчайшие сроки разработан и изготовлен по распоряжению главкома ВМС СССР адмирала флота Н. Г. Кузнецова на Ленинградском монетном дворе. Исследователи, специализирующиеся на периоде «холодной войны», изучают шпионские страсти, разворачивавшиеся вокруг проекта 68-бис, историки флота посвящают статьи беспрецедентному успеху советского корабля на военно-морском параде 1953 года на Спитхедском рейде и рекордной скорости фертоинга, а любители романтических сказок до сих пор спорят, была ли британская королева мимолетно влюблена в русского капитана. Но фалеристам, разумеется, более всего интересен памятный знак «За поход в Англию, 1953». Это редкий экземпляр, способный украсить любую коллекцию. Лаконичный, жесткий и в то же время изящный — как крейсер, чей силуэт красуется на нем. Сочетание бронзы, эмали, позолоты и серебрения оказалось очень стойким, выносливым — опять же, как крейсер, дальнему походу которого он посвящен. В свое время списанный и проданный на металл Турции крейсер проекта 68-бис был использован как мишень для стрельб ВМС США. Благодаря качественному бронированию, он не затонул даже после точного торпедного обстрела. И знак «За поход в Англию» в процессе более чем полувекового бытования умудрился превосходно сохраниться, обзаведясь лишь мелкими царапинами и сколами.


Библиография:

Додонов В. Крейсер «Свердлов» — визит в Англию.

Корниенко А. Н. Суперкрейсер, тайна английской разведки и Институт электросварки им. Е.О. Патона. «Страна знаний» №5, 2017

Ржавин А. Морские дьяволы. Из жизни водолазов-разведчиков Балтийского флота ВМФ.

Скалкин Ф. Фертоинг на Спитхеде. Газета «Московская правда» 4.06.1996 г.

Аммон Г.А. Морские памятные даты. 1987 г.

Дважды Краснознаменный Балтийский флот. Москва. 1978 г.

Горшков С.Г. Морская мощь государства. Москва. 1979 г.


Оцените заметку

Средняя оценка (8)

тэги: аукционы, значки